БОМБАРДИРОВКА ФРАНЦИИ

Первая мировая война, бомбы с неба


Вернуться к оглавлению материалов







Чупакабра   в Москве и Московской области /     Башкирия /     Оренбургская область /     Челябинская область /     Республика Алтай /     Нижегородская область /     Тульская область /     Новосибирская область /     Украина /     Беларусь /     Казахстан /  



Цеппелины бомбят Францию

Исторический день: 3 сентября 1914 года Германия объявила войну Франции. В самые первые часы и дни войны такая несокрушимая сила, как немецкие боевые дирижабли, не находила применения. После нескольких скоротечных акций, которые скорее можно назвать маневрами, немецкое командование столкнулось с непреодолимым препятствием: отсутствием достоверных данных агентурной разведки (Французы – прирожденные сыщики, быстро выявили 90 % вражеских агентов), а разведчиков – спецназовцев тогда не существовало. Германское военное командование, не без оснований опасалось, что Французы заманивают немецкие войска в грандиозную ловушку. Уже 6 сентября немецкое наступление было остановлено, и в воздух поднялся разведывательный дирижабль. Целью рискованного разведывательного полета стал город Льеж. Когда немецкий воздушный корабль появился над городом на слишком малой высоте, то по дирижаблю был нанесен залп шрапнелью. Чудом не воспламенившись, поврежденный воздушный корабль убрался восвояси.

В очередной раз о воздушных кораблях вспомнили, когда в районе Эльзаса левый фланг германских войск попал в тяжелое положение. Имея перед собой превосходящие силы противника и горизонтальную местность, войска очень слабо ориентировались в обстановке. Высланные на разведку немецкие конные части не смогли выполнить разведывательную задачу и понесли тяжелые потери. Для разведки снова были задействованы дирижабли. Но дирижаблям в этой акции отводилась роль не только разведчиков. Согласно полетному заданию, после обнаружения вражеских колонн в районе Эльзаса, экипажи должны были не только визуально определить численность, но и произвести бомбометание.

Стояла плохая погода, дул небольшой ветер, а вершины пологих гор были окружены облаками. Первым снялся со швартовых Z – VII, поднялся и урча моторами исчез в утренней дымке. Как выяснилось позже – исчез навсегда, что произошло с этим воздушным кораблем, не известно до сих пор.

Следом поднялся в воздух Z – VIII, его полет поначалу проходил очень даже удачно – примерно через час с воздуха были обнаружены передовые Французские отряды, орудийные батареи, обозы. Командир дирижабля принял решение осмотреть другие позиции, и уйдя с набором высоты, двинул дирижабль на север. В этот момент с земли по Z – VIII открыли беспорядочный огонь, в основном из стрелкового оружия. Командир Z – VIII сделал не безосновательный вывод, что главные силы противника где то рядом. Уйдя из под огня, который в силу удаленности не мог принести вреда дирижаблю, корабль вошел в обширное ущелье.

Не обнаружив в ущелье ничего интересного, командир Z – VIII дал команду к возвращению на базу. При выполнении плавного разворота нисходящий поток воздуха бросил воздушный корабль вниз, и он, с дифферентом на хвост, начал терять высоту – земля стремительно приближалась. Чтобы выровнять дирижабль было принято единственно правильное на тот момент решение – сбросить кормовой балласт. Но высоты уже явно не хватало. Удар о землю полностью разрушил хвостовую часть дирижабля и командир отдал команду – покинуть корабль. Только экипаж успел отбежать, как последовал огромный взрыв. Сгорающий водород озарил стены ущелья оранжевым заревом. А что экипаж? Оставшиеся невредимыми, после падения с неба, они не потеряли выдержки самообладания на земле и через несколько дней вышли в расположение немецких частей.

Немного севернее действовал Z – IX, который так же выполнял разведывательные полеты. В одном из них дирижаблю Z – IX удалось обнаружить основную стоянку противника. Через пару недель дирижабли из воздушных разведчиков превратились в смертоносное оружие: бомбардировкам подверглась крепость Антверпен, склады боеприпасов в Остенде и Кале, военные заводы в Нанси. Вскоре германские войска двинулись вглубь территории противника. То, что для командиров пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей было явным успехом, весьма озадачило воздухоплавателей. Почему же так? Все очень просто – протяженность вылетов значительно выросла, ведь скоротечность захвата территории противника не позволяла строить новые, приближенные к линии фронта базы для дирижаблей.

Но опасения командиров воздушных кораблей вскоре были развеяны – военно промышленный комплекс германии освоил выпуск дирижаблей, которые могли преодолеть огромные (для тех времен) расстояния при почти что любых погодных условиях. В 1915 году стали осуществляться бомбардировочные рейды в глубокий тыл противника. Немецкое командование уделяло огромное внимание ударам по вражеским столицам и промышленным центрам, а так же портам, железнодорожным узлам, складам.

И вот, германия направила дирижабли на бомбардировку Парижа. В дерзкий ночной рейд отправились Z – X, LZ – 35 и SL – 2. Столицу Франции Париж было видно с расстояния в десяток с лишним километров – весь город был залит светом электрических огней. Когда в море электрического света стали вспыхивать взрывы бомб, оставляя после себя темные пятна, озаряемые призрачным светом начинающихся пожаров, небо прочертили лучи прожекторов зенитных батарей. Немецкие дирижабли здесь ждали уже давно, но средства противодействия были не отработаны: прожектора били в одну сторону, зенитные орудия в другую. Но успех сопутствовал и зенитчикам: один дирижабль был поврежден и быстро скрылся в направлении немецких войск. Два оставшихся, под разрывами шрапнели, продолжали бомбардировку.

В тот день на Париж было сброшено полторы тонны бомб. Не так и много, по современным меркам, но немцы достигли главного – психологический деморализующий эффект был невероятно эффективным. Во Французской прессе, даже не смотря на цензуру, стали появляться панические статьи. Пресса освещала и дебаты в парламенте, где так же царило настроение, близкое к панике.

Но в борьбе «снаряда и брони» не было и никогда не будет победителя. После налетов немецких дирижаблей во Франции, впервые в мире, начался выпуск зенитных орудий. Так же Франция впервые наладила производство снарядов, взрывающихся на определенной высоте. Опять же впервые в истории были проведены учения противовоздушной обороны, когда в качестве мишеней использовались старые, естественно беспилотные, дирижабли. На учениях были отработаны совместные действия всех элементов противовоздушной обороны и четыре разновысотные цели были уничтожены за пять минут. После этого Французы применили свои наработки в реальных боевых действиях. В письмах домой, Французские зенитчики писали, как красиво вспыхивают в ночном небе дирижабли и как медленно падающий огромный факел, переливаясь клубами пламени, приближается к земле – совершенно величественное и ни с чем не сравнимое зрелище. Когда подобное стало происходить с тремя из четырех немецких дирижаблей, вылетевших на бомбардировки Франции, немецкие налеты прекратились.