РУССКИЕ ДИРИЖАБЛИ В НЕБЕ

Российские дирижабли - эволюция и развитие


Вернуться к оглавлению материалов







Чупакабра против человека каковы шансы в боевом столкновении /     Видеоролики Чупакабры /     Фотогалерея Чупакабры /     Изображения с Чупакаброй /     Происхождение Чупакабры /     Поиски Чупакабры /     Новости Чупакабры в России /     Статистика наблюдений Чупакабры /  



Наши дирижабли

Как известно Русские медленно запрягают, но потом быстро едут. Эта поговорка очень даже применима для дирижаблестроения в России. В XIX веке управляемый аэростат – дирижабль так и не поднялся над бескрайними Российскими просторами. Многие исследователи воздухоплавания (как правило забугорные) считают что это следствие отсталости царской России, но это утверждение не совсем верно. В России производилась почти вся техника, такая же, как в развитых европейских странах, а дирижабли… Здесь решили подождать и не тратить попусту казенные деньги. Всегда лучше взять у других готовую удачную конструкцию и приспособить для своих целей.

Именно так и поступили с дирижаблями. Тем более, что производство наблюдательных привязных аэростатов было налажено еще со времен крымской войны. Да, российские «Кулибины» сумели сделать устройство для производства водорода в полевых условиях настолько компактным, что оно помещалось на двух гужевых повозках. Для сравнения: европейские страны в месте применения водородных аэростатов строили целые заводы с капитальными зданиями. Производительность была такой же! И мобильный комплекс по производству водорода в Европе так и не был создан.

Однако вернемся на бескрайние Российские просторы: в 1906 году стали вырисовываться контуры воздушного корабля, пригодного для копирования и адаптации к применению в России. Главное инженерное управление Российской империи командировало во Францию целый десант специалистов и инженеров для освоения самого передового опыта дирижаблестроения. Почему во Францию, а не в Германию, где в небо поднимались громадные Цеппелины? Все дело в том, что уже тогда Германия была геополитическим противником Российской империи и все немецкие опыты были окружены завесой секретности. Но «тотального занавеса» не существовало и Русские получали информацию через агентурную сеть. И эта информация была весьма тревожной – дирижабль Цеппелина одним ударом мог перемешать с землей целый казацкий полк, или разнести вдребезги центр Петербурга!

И тут наступил момент, когда Российской империи необходимо было действовать. Промедление грозило обернуться серьезными последствиями для многих городов и воинских частей. И здесь наступил такой момент, где многие зарубежные (особенно немецкие!) исследователи воздухоплавания откровенно врут. Ну, врут не то слово, они недоговаривают, и недоговорки здесь сродни вранью. Они рассматривают дирижаблестроение в России отдельно от развития авиации в целом! Отсталость в строительстве дирижаблей – бомбардировщиков с лихвой компенсировалась развитым воздушным флотом бипланов, каждый из которых был вооружен крупнокалиберным пулеметом. Для немецкого бомбардировщика встреча с подобным русским монстром, а часто и не одним, означала только одно – конец.

А чем еще объяснить, что немецкие Цеппелины никогда не наведывались в логово «русского медведя»? Ответ весьма тривиален: русские бипланы весьма эффективно боролись с Цеппелинами. Впервые в истории Русские пилоты применили особую тактику для борьбы с бомбардировщиками – гигантами: поочередно заходя на цель, самолеты своими мощными пулеметами превращали кабину в решето, после этого дирижабль лишался большей части команды и возможности управления. Во второй заход самолеты использовали новейшее для того времени оружие – чисто русское изобретение – неуправляемые зажигательные ракеты. И пусть эти ракеты были похожи на современные петарды «на палке» только побольше, они поджигали немецкие дирижабли с одного залпа. Правда, одним залпом ограничивались редко, пылающий Цеппелин добивали залпами в еще уцелевшие газовые баллоны. Что поделать – пилоты самолетов были молодые и азартные.

Что касается Российских дирижаблей, то их строили по принципу «чтобы было». В 1908 году в небо поднялся дирижабль, само название которого «Учебный», говорило само за себя. Длинна в полсотни метров, не особо мощный двигатель, да никто и не ждал от летающего испытательного стенда выдающихся результатов. Однако Учебный обладал весьма приличной скороподъемностью, превышавшей по этому параметру Цеппелины и часто использовался для тренировок экипажей самолетов. Правда из пулеметов по нему не стреляли.

В 1909 году, чтобы не заморачиваться со строительством, во Франции был приобретен полужесткий дирижабль, получивший название Лебедь. На нем оттачивалась не только тактика применения, но и вообще пригодность дирижаблей к ведению боевых действий. Результаты были не утешительными: дирижабль, при развитой противовоздушной обороне противника, был скорее мишенью, чем атакующей силой.

В армейских кругах России было принято единственное правильное решение, опередившее свое время: Дирижаблям отводилась роль воздушных разведчиков, способных продолжительное время висеть над линией фронта. Основной ударной силой (впервые в истории!) становилась бомбардировочная авиация. Так в России авиационные инженеры Можайский и Сикорский создали первый стратегический самолет – бомбардировщик «Илья Муромец». Четыре мощные мотора этого самолета несли семь 500 килограммовых бомб со скоростью свыше 160 километров в час. И Муромцам было все равно: они взлетали на задания в туман, дождь, мороз. Все таки самолет, следующая эпоха, пришедшая на смену дирижаблям.

Тактика применения Муромцев была совершенно иной, чем тактика атаки Цеппелинов: самолеты снижались до высоты сто метров и выходили в атаку, например, на железнодорожную станцию. В атаке участвовало от 5 до 12 бомбардировщиков, они разгонялись, чтобы пройти атакуемый объект с максимальной скоростью. И очередная станция, где разгружалось несколько эшелонов противника, а так же все на сотню метров вокруг превращалось в выжженную землю. Никто не успевал даже выстрелить в ответ.

Но Муромцы – всего лишь ассиметричный ответ европейской военщине, а что же с развитием Российских дирижаблей? Ну, во первых русские конструкторы и инженеры сразу правильно определили роль воздухоплавания: нечего строить громадные и дорогущие боевые дирижабли, все чаще развлекающие обывателей грандиозными пожарищами прямо в небе. Дирижабль должен иметь мягкую, в крайнем случае полужесткую конструкцию и быть максимально дешевым. Для дирижаблей в России отводилась исключительно мирная роль – доставка грузов в отдаленные поселения. После первой мировой в Россию пришли новые бедствия – революция и гражданская война. Однако прогресс не остановило и это. Воздухоплавание в Советской России, причем исключительно в мирных целях, стало возрождаться с 1921 года. Сначала проводились опыты с восстановленными дирижаблями, а потом началось строительство новых. В конце двадцатых – начале тридцатых дирижабли здорово помогли в освоении Сибири. Но в дальнейшем и здесь наступила эра самолетов.