Спирит Б-2 над Югославией

Самый дорогой самолет в истории осторожно побомбил Югославию


НА ГЛАВНУЮ


Преступная операция "Решительная сила" - атака США и НАТО на Югославию









Самолет за миллиард долларов воевал осторожно

Стратегические бомбардировщики "большая дубинка Америки" – применялись во всех сколько-нибудь значимых вооруженных конфликтах с участием США - в Коре, Вьетнаме, Ираке... Не стала исключение и Югославия, где впервые после 1945 года были задействованы все типы имеющихся на вооружении ВВС США стратегических самолетов. Боевые действия на Балканах положили начало использованию малозаметных стратегических бомбардировщиков Нортрс Грумман В-2А "Спирит". В отличие от двух других машин данного класса ВВС США - Рокуэлл В-1В "Лансер" и Боинг В-52Н "Стратофортресс", базировавшихся в Великобритнии, самолеты В-2А совершали полеты с американской авиабазы Уайтмен (шт. Миссури).

К участию в боевых действиях было привлечено шесть из девяти боеготовых самолетов В-2А варианта Block 30 (т.е. в окончательной конфигурации, способных применять все типы "штатного" вооружения и нести полный комплект "наступательного" и "оборонительного" БРЭО). Остальные три самолета В-2А Вlock 30 находились в ремонте или были задействованы в программах летных испытаний. Уже в течение первых суток удары по Сербии нанесли два самолета В-2А.

Об интенсивности использования бомбардировщиков этого типа можно судить по словам бригадного генерала Л. Барниджа - командира 509-го бомбардировочного авиакрыла. По его утверждению, к 1 мая самолеты "Спирит" выполнили более 40 боевых вылетов, сбросив более 500 900 килограммовых корректируемых авиабомб. Таким образом, боевая загрузка одного самолета составляла в среднем 12-13 КАБ, тогда как штатная загрузка бомбардировщика В-2А - 16 высокоточных боеприпасов (по восемь на двух многопозиционных барабанных держателях).

Хотя бомбардировщики "Спирит" выполнили лишь 50 боевых вылетов (0,17% от всего числа боевых вылетов авиации НАТО), они сбросили почти 11% всех использованных в этой войне авиационных боеприпасов. Основным оружием самолетов В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) корректируемые авиабомбы с инерциально - спутниковым автономным наведением GBU-31 типа JDAM (калибр 900 кг). Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км.

Самолеты подходили к цели зигзагом, несколько раз кратковременно включая БРЛС, осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30 град. Это позволяло более точно привязаться к местности, уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она была достаточно радиолокационно контрастна), после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM, по утверждению представителей ВВС США, удалось повысить с 13-14 до 6 м.

Продолжительность боевого полета В-2А составляла, в среднем, 33 часа, при этом выполнялось три-четыре дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции "Союзническая сила" один из самолетов "Спирит" совершил экспериментальный беспосадочный перелет по маршруту Уайтмен - Гуам - Уайтмен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость - 720 км/ч). А на тренажере был выполнен беспосадочный "полет" продолжительностью 44,5 ч. Был сделан вывод, что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе 50 часов.

Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А, состоящему всего из двух человек, помогает высокий уровень автоматизации, хорошо продуманная эргономика кабины, а также специальное оборудование, включающее такие "маленькие радости", как химический туалет, спинки катапультных кресел с вибромассажером и меню бортпайка, составленное с учетом вкусов конкретного летчика.

Специалисты конгресса США, подготовившие доклад об использовании самолета В-2А в боевых действиях на Балканах, на основе опроса летчиков отметили, что приборное оборудование кабины этого самолета все же не лишено ряда недостатков, повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в обстановке. По утверждению генерала Л.Барниджа, самолеты В-2А не получили ни одного боевого повреждения.

По сообщениям югославских информационных средств и свидетельству многих очевидцев, 20 мая в три часа ночи в 25 км к югу от Белграда "был сбит большой самолет - предположительно бомбардировщик" (а в этом районе могли находиться лишь одни самолеты класса бомбардировщик - В-2А). Разумеется, факт потери столь дорогостоящего самолета, как "Спирит", весьма трудно скрыть даже американцам - бесспорным мировым лидерам в информационной (или "дезинформационной") войне. Поэтому сообщения об уничтожении одного из В-2А (что равноценно национальной катастрофе, например, потере авианосца или линкора) вряд ли соответствуют действительности. В то же время речь может идти о повреждении такого самолета в результате успешного ракетного пуска или атаки истребителей.

Темно-серый, "мантообразный" "Спирит", как фантастическое чудовище скользящий в ночном небе Балкан, смотрелся весьма эффектно (во всяком случае, на фотографиях, опубликованных зарубежными иллюстрированными журналами). Однако следует обратить внимание на тот факт, что В-2А - наиболее дорогостоящие в мире боевые летательные аппараты (стоимость одной машины 997 млн. долл., т.е. треть стоимости атомного авианосца) - имели в небе Сербии солидное авиационное прикрытие, включавшее наряд самолетов РЭБ ЕА-6В и истребители F-15C при информационной поддержке самолетов ДРЛО "Сентри".

Такая тактика противоречит принципам использования малозаметных самолетов (действовать в одиночку, без привлечения самолетов других типов, не обладающих свойствами малозаметности и способных демаскировать "стеле"). Кроме того, резко возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика. Требовалась и весьма "тонкая" работа по согласованию совместных действий множества разнотипных самолетов. Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения бомбардировщиков, а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117), вероятно, в большей мере полагались на мощь авиационного прикрытия, а не на боевую живучесть самого "Спирита".

Самолеты В-2А, участвовавшие в боевых действиях, были оснащены пассивной оборонительной системой радиоэлектронной разведки и управления, средствами РЭБ DMS (Defensive Management System) Локхид Мартин Федерал Системе AN/APR-50. Эта, в значительной мере, "компромиссная" система была установлена на бомбардировщики В-2А вместо "штатного" комплекса РЭБ Нортроп ZSR-62, в полной мере соответствующего принципам технологии "стеле" (его разработка была прекращена по финансовым и техническим причинам еще в 1980-е годы).

Система DMS обеспечивает экипаж информацией о ранее известных средствах ПВО, наложенной на цифровую карту местности. Аналогичным образом экипажу "Спирита" представляется информация и о вновь обнаруженных в ходе боевого вылета источниках радиолокационного излучения. Кроме того, В-2А оснащен системой оповещения о лазерном облучении, что позволяет уклоняться от огня малокалиберной зенитной артиллерии и при маловысотном полете (впрочем, последний режим, предназначенный для преодоления мощной российской ПВО, в Сербии не использовался).

Однако характеристики системы AN/APR-50 далеко не в полной мере удовлетворяют ВВС США. В докладе, подготовленном экспертами конгресса США по итогам боевого применения самолета В-2А в Югославии, отмечалось, что в ряде случаев система РЭБ "либо неправильно определяла угрозу, либо не обеспечивала точное определение ее местонахождения".

В американской печати приводились кадры, снятые с борта разведывательного самолета, на которых было изображено восемь капониров на одном из аэродромов в Косово, каждый их которых после удара самолета В-2А, сбросившего восемь КАБ, имел по "черному пятну" (т.е. пробоине). На другом кадре было показано бетонное укрытие на аэродроме в Приштине, разрушенное со стороны передних и задних ворот двумя попаданиями (тоже работа В-2А). Однако тот факт, что большинство боевых самолетов ВВС Югославии благополучно покинуло Косово (в том числе и аэродром Приштина) после достижения перемирия свидетельствует о том, что боевые успехи "Спиритов", мягко говоря, преувеличены.

Вероятно в Югославии, несмотря на экономическую блокаду, оказалось достаточно краски, чтобы нанести на поверхность капониров изображение "дыр от прямых попаданий высокоточных авиабомб". К одному из весьма сомнительных "успехов" самолетов В-2А (в значительной степени обусловленному "четкой" работой разведки) следует отнести бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде, нанесенный тремя KA5JDAM.