АНГЛИЙСКИЕ ОПЫТЫ

Попытка строительства дирижаблей в Великобритании


Вернуться к оглавлению материалов







Морская держава в небе

Интересен и весьма курьезен один исторический факт – Англия долго «упрямилась» даже при одной мысли об использовании дирижаблей (управляемых аэростатов) в военных целях. В то же самое время ближайшие, и не очень, соседи Англии по европейскому ТВД (театру военных действий) во всю развивали управляемое воздухоплавание, в самой метрополии считали воздушные корабли недостойной внимания забавой. Возможно, свою роль сыграли глубоко укоренившиеся в сознании англосаксов комплексы? Ведь «морской владычице» уже была нанесена звонкая и безответная пощечина от первых Русских воздухоплавателей, в виде нескольких сожженных на Балтике кораблей. Урок прошел даром: вскоре немецкие дирижабли превращали в руины английские города, а самый навороченный морской флот мира не то что не мог противостоять этому, но и сам (в очередной раз!) стал легкой мишенью.

Но все таки в Англии нашлись ученые и просто образованные люди, которые сумели обратить внимание даже самых закостенелых вояк на опыты России, Франции и Германии. И в то время, когда другие страны уже рисовали в небе осмысленные тропинки траекторий полетов, туманный Альбион начал первые опыты с привязными аэростатами. Функции корректировки артиллерии и наблюдения, совершенно новые для «морского» склада ума постепенно находили и сторонников, и финансирование. Правда старые «морские волки», флот которых уже пылал от огня с неба, противились и считали полеты ерундой. Их усилиями и сопротивлением прогрессу они достигли ошеломляющего результата – англосаксонский морской флот, лишенный способности противостоять атакам с воздуха, в очередной раз подвергался огромной опасности.

Но вот свершилось: в Англии началось производство аэростатов. Диковинная для морской «державы» продукция производилась на военном заводе «Баллон фактории» в малоизвестном тогда местечке Фарнборо. Но название этого местечка знакомо всем любителям авиации! Да, именно в этом месте в наше время проходит международное шоу – авиасалон. Современные производители со всего мира свозят сюда свои новинки (как правило, наиболее продвинутые средства уничтожения) и пытаются продать их подороже. Весь прикол в том, что английские производители участвуют в «Фарнборо» чисто номинально. Ну да ладно, не умеют летать, пусть продолжают плавать.

Вернемся в те, весьма курьезные времена рубежа 19 и 20 – го веков, когда англичане делали первые попытки покорения воздушной стихии. Обтекаемые и аэродинамически оправданные обводы первых дирижаблей в Английской прессе не называли иначе как «колбасными», а объем самой крупной оболочки едва достигал полутора тысяч кубических метров – такие во Франции строили за полсотни лет до этого!

Английским конструкторам, правда больше подходит слово «копировальщикам», было проще, чем первопроходцам покорения безграничного небесного океана. Когда они строили свой первый дирижабль, двигатель в 50 лошадиных сил был в свободной продаже и был приобретен англичанами за границей, причем у потенциальных врагов. Этот двигатель приводил в движение два воздушных винта, в то время как в германии появились движки мощностью свыше сотни лошадиных сил, вращавшие один мощный винт.

Тем не менее, английский дирижабль устаревшей конструкции, совершил несколько полетов, которые патриотическая пресса туманного Альбиона назвала удачными. На первых после этого военных маневрах дирижабль взлетел с приспособленной для него площадки, но тут штиль сменился обычным ветром и дирижаблю пришлось приземляться на попавшемся на пути велодроме. Английским велосипедистам с приближением аморфной и наполовину сдувшейся летающей громадины пришлось бросать своих педальных коней и в панике разбегаться. Таковы были курьезы развития английского дирижаблестроения. Да, с велосипедами в туманном Альбионе было намного лучше, чем с воздухоплаванием.

Но властители морских стихий вовремя одумались и попытались догнать тройку лидеров. В еще малоизвестном местечке Фарнборо строились все новые и новые неудачные конструкции управляемых аэростатов. Да, в те времена в покорении воздушной стихии Англия подотстала, причем навсегда. Сейчас на дворе начало 21 – го века: так вот бывшая колония англии – Индия, сама строит ракеты, каких туманному Альбиону сейчас не видать! Совсем скоро бывшая британская колония (Индия, 21 век) станет космической державой, а метрополия сможет похвастаться только импортными противовоздушными комплексами. Но у метрополии есть огромный флот, который, кстати, еще не единожды становился мишенью для безнаказанных воздушных атак.

Если все корабли морской «владычицы» – англии, были произведены на ее собственных верфях, то с начала прошлого века, все воздушные корабли англия только импортировала. Собственно на этом и кончилось мировое владычество англии, империи, над которой, вместе с колониями, никогда не заходило солнце. Покорение человеком воздушного океана постепенно свело могущество англии к кучке островов, где и остались «великие» мореплаватели, но тут еще Шотландия, да и та же самая Ирландия. Так что туманный Альбион постепенно скрывается в тумане до пренебрежимо малой величины, и ничего с этим не поделать – время не терпит сослагательных наклонений.