ПРООБРАЗ ДИРИЖАБЛЯ

Первые управляемые аэростаты, первые дирижабли


Вернуться к оглавлению материалов







Первые управляемые полеты

Первые аэростаты были своеобразными воздушными плотами – плыли по течению воздушных потоков, но в отличие от течения реки, воздушные потоки были совершенно непредсказуемыми. Людьми овладела новая труднореализуемая мечта – управляемое воздухоплавание. Первые воздухоплаватели, братья Монгольфье, окрыленные первым успехом, поначалу принялись за создание системы управления, однако вскоре пришли к выводу, что это невозможно. Все попытки управления воздушным шаром при помощи парусов и даже весел не могли иметь успеха.

И вот наконец свершилось – воздушный шар изменил форму. Правда эта форма пока существовала только на эскизах. Вместо сферы будущий управляемый аэростат стал сигарообразным. И вновь впереди планеты всей шагали военные, а точнее Русские военные инженеры. Учитывая предыдущие успехи русского воздухоплавательного флота, проекту управляемого аэростата было дано почти безграничное финансирование. К осуществлению смелого и амбициозного проекта приступили летом 1812 года в Москве. Но уже во всю шла война с войсками Наполеона, прошедшими до этого победным маршем всю Европу.

Как известно, тогда, уже зимой 1812 года Москва была сдана агрессору. Но врагу не достались высокотехнологичные разработки того времени. Воздушный корабль, уже начавший воплощаться в дереве и металле был сожжен, а техническая документация, которой не нашлось места в обозе, отправилась в печь. Но не все было потеряно – основная мастерская была эвакуирована в Нижний Новгород, где продолжились опыты. Война уже закончилась, но управляемого аэростата так и не получилось. Сейчас можно объективно определить причину тех неудач – несовершенство техники. Тогда, в начале 19 – го века русские инженеры пытались создать конструкцию, опередившую время почти на столетие. Но все эти попытки имели для воздухоплавания скорее теоретическую ценность: слишком многое из необходимого еще не было изобретено.

Многие предположения русских ученых намного опередили свое время. Так боевой дирижабль должен был передвигаться посредством реактивной тяги. Даже спустя столетия подобное не было реализовано, хотя чертежи реактивных дирижаблей впоследствии рисовали милитаристы всего мира. Но Русскими учеными было сделано самое главное – вытянутая вдоль продольной оси стремительная оболочка.

Но поначалу никаких реактивных двигателей не было и в помине. Прообразы будущих дирижаблей осуществляли маневры при помощи винтов, приводившихся в движение мускульной силой человека. Но такой воздушный корабль, пусть даже относительно управляемый, все же не мог вернуться в точку старта. Тем временем наука не стояла на месте. Наряду с прорывами случались и забавные курьезы: так Австрийский «инженер» Кайзер предлагал использовать для перемещения аэростата специально обученных орлов. Что поделать, европейская мысль всегда несла оттенок некоего бреда: скорость летящего орла намного больше скорости дирижабля, а если искусственно снизить скорость орла до приемлемых значений, птица просто свалится в штопор.

Подобных фантастических проектов было множество. Только в середине 19 – го века удачный опыт парижского часовщика с моделью аэростата, снабженного воздушными винтами, приводившимися в действие часовой пружиной, вдохновил изобретателей. Решение проблемы привода было найдено, оставалась только одна проблема – двигатель, вращающий винты настоящего воздушного корабля.

Паровая машина, уже вовсю таскавшая по Европе поезда не годилась: слишком тяжела была ее конструкция. Но и в создании паровых машин прогресс не стоял на месте. В 1851 году во Франции была построена паровая машина массой 150 килограмм мощностью 3 лошадиные силы. Паровая машина была установлена в деревянную гондолу. Силовая установка приводила в движение воздушный винт, диаметром чуть более трех метров. Винт вращался со скоростью 110 оборотов в минуту и должен был обеспечить скорость полета до 10 км/час. Поднять в небо всю эту конструкцию должна была оболочка объемом 2500 кубических метров.

И вот аэростат устремился в небо. Из за малой мощности двигателя аэростат не мог двигаться против ветра, но он уже мог разворачиваться, перемещаться перпендикулярно направлению ветра, что само по себе было серьезным достижением. Но конструкторская мысль не останавливалась на промежуточном успехе: в разных странах находились люди, применявшие смелые и новаторские решения. Так появился дирижабль с электроприводом, развивавший скорость до 4 километров в час, а его аккумуляторные батареи весили «всего» две сотни килограмм. Но вернуться к месту старта ни одной из этих конструкций было не по силам.

И вот случился исторический момент! Это произошло 9 августа 1884 года, когда Французский дирижабль поднялся в небо и вернулся обратно к месту старта. В полете скорость аппарата достигала невиданных до этого 25 километров в час. Энтузиасты еще не успели распечатать бутылку шампанского в честь удачи, а военные уже представляли, как на вражеские позиции и города помчатся бомбы. Но, поначалу, Французы планировали использовать дирижабли как небесные разведчики, всевидящие и неуязвимые.

Но если одна сторона вырывалась вперед, то другая должна была догонять, модернизировать, придумывать что то новое. К сожалению, военная наука во все времена была основным двигателем прогресса. В другом месте Европы, в Германии проводилось множество опытов с аэростатами, в том числе и управляемыми. Поначалу управляемые аэростаты оснащались, как и у Французов, электрическими двигателями, но в 1886 году именно в германии был создан первый в истории ДВС (двигатель внутреннего сгорания), что было самой настоящей революцией в двигателестроении. Громоздкие паровые машины и тяжелые (невероятно дорогие!) электрические силовые установки уступили место бензиновым ДВС.

Немецкий двигатель мощностью 8 лошадиных сил, по тем временам невероятно компактный, считался настоящим шедевром. Эта силовая установка была установлена на дирижабль с пафосным названием «Германия». Во время очередного испытательного полета произошла трагическая неожиданность: из гондолы к оболочке потянулись языки пламени, следом воспламенился водород и следом громыхнул огромный взрыв. На землю полетели горящие обломки того, что еще несколько секунд назад было дирижаблем, гордостью страны. Разбор катастрофы позволил сформулировать первые правила безопасности: бензиновые двигатели необходимо располагать на удалении от оболочки с водородом, а топливные баки не размещать над двигателями.

Так началась история управляемого воздухоплавания, в которую отважные энтузиасты вписали множество поистине интересных страниц. Герои и романтики после долгих веков ожидания наконец то обрели бескрайнее воздушное пространство для своих опасных поступков, часто считавшимися современникам либо слегка сумасбродными, либо полностью сумасшедшими. Первые успехи широко освещались прессой, заголовки типа: «пассажирские воздушные корабли скоро отправятся в полет» и т. д. часто появлялись в газетах. Тем временем военные строили совершенно другие планы.