Главная ошибка люфтвафе

Стратегическая ошибка командывания люфтваффе


Вернуться к оглавлению материалов







Стратегическая ошибка

В деле строительства бомбардировочной авиации командование люфтваффе допустило невероятную оплошность, которую, не без основания многие исследователи называют не иначе как самая настоящая глупость. Не будем столь категоричны в суждениях, а посмотрим на ситуацию в развитии и поймем, что слово «глупость» более корректно заменить словосочетанием «головокружение от успехов». В чем же причина невероятного дисбаланса в развитии штурмовой и истребительной авиации с одной стороны, и развитии бомбардировочной авиации с другой стороны?

Во первых, саму ситуацию стоит рассматривать не с точки зрения 1939 года, когда началась вторая мировая война. Все дело в том, что по условию перемирия 1919 года Германии было запрещено иметь боевую авиацию, так что Америка, Англия и Советский союз, не связанные договорами, могли развивать любые виды вооруженных сил.

В случае с Америкой все понятно: расположенная далеко от сферы своих интересов, а интересы у Американцев уже тогда были по всему миру, они просто обязаны были построить стратегический дальний бомбардировщик, правда долгое время не очень преуспевали. Советский союз, с его бескрайними просторами, которые было необходимо защитить от не очень дружелюбных соседей, тоже строил тяжелые самолеты. Англия, правда в кооперации с Америкой, тоже пыталась произвести что то свое.

А что же Германия? А здесь конструкторская мысль была связана Версальским мирным договором. Правда, бомбардировщики строили и здесь, прикрывая работы созданием транспортных самолетов. Но в среде Немецких военных теоретиков необходимость копирования передовых разработок других стран часто ставилась под вопрос. Слишком мало времени прошло с эпохи дирижаблей, которые были страшной силой только в начале первой мировой войны. А потом рейды на Париж, Лондон и Манчестер стали все чаще заканчиваться для дирижаблей катастрофой.

Именно с появлением и развитием истребительной авиации в рядах сторонников дирижаблей – бомбардировщиков начало царить уныние. От шустрых истребителей, вооруженных мощными пулеметами не мог бы ускользнуть не только дирижабль, но и тяжелый четырехмоторный самолет. Именно истребители заперли английское небо на замок.

Шло время, первая мировая война закончилась, а у Немецких генералов, осадок, как говорится, остался. Тем более, что с ними сыграл злую шутку психологический стереотип, что у соседа все лучше. Но и прогресс не стоял на месте: двигатели для самолетов становились все мощнее и мощнее. Скорости истребителей возросли до трехсот с лишним километров в час. И немцы решили развивать именно истребительную авиацию.

Попытки оснастить истребитель оружием для борьбы с наземными целями принесла неожиданный успех: на полигонных испытаниях снаряды крупнокалиберных пулеметов уверенно пробивали броню танков при атаке в крышу или кормовую часть. После замены пулеметов 30 миллиметровой пушкой, результаты стали еще более впечатляющими. Одного единственного попадания было достаточно, чтобы вывести из строя танк, не говоря о бронемашинах и грузовиках.

И тут наступил 1939 год: вторая мировая война. Немцы оккупировали Польшу, Бельгию, Голландию. Стремительные броски моторизированных дивизий вермахта достойно поддерживались с воздуха штурмовой авиацией. Мощный истребительный флот Германии обеспечил полнейшее превосходство в воздухе. Вскоре пала Франция. Концепция применения штурмовиков нашла покровителей в высших эшелонах власти нацисткой Германии.

Дальше было нападение на Советский союз. Действительно, в первые дни войны немецкая штурмовая авиация обеспечила полное превосходство в воздухе, а танковые армии Гудериана рвались к Москве. Но через месяц с небольшим советская авиация отвесила немцам приличный подзатыльник. Этот день, 7 августа 1941 года вошел в историю, как первая бомбардировка Берлина. Во вражеской столице не было никаких намеков на светомаскировку, наоборот, город сиял огнями. Через мгновение центр Берлина сотрясли многочисленные взрывы. Дерзкий удар возмездия остался безнаказанным: из 14 советских бомбардировщиков все благополучно вернулись на базу.

Первой реакцией Немецкого командования на разгром, устроенный Советской авиацией в Берлине, было требование мести. И именно с местью выходили проблемы: не смотря на то, что с передовых аэродромов люфтваффе до Москвы было в четыре (!) раза ближе, чем от Советских аэродромов до Берлина, бомбить Москву было нечем. Ставка на молниеносные сухопутные броски с мощнейшей поддержкой штурмовиков начала давать сбои.

В ходе упорных и ожесточенных боев на земле и в воздухе, Москва устояла. Вскоре советская армия обратила противника вспять, шаг за шагом отвоевывая родную землю. Превосходство люфтваффе, существовавшее в первые месяцы войны, было утеряно. И тут немцев, с их стратегией опоры на штурмовики, поджидал неприятный сюрприз: за океаном был поставлен на конвейер B – 26, бомбардировщик, способный нести не только внушительный бомбовый груз, но и оснащенный мощнейшим пулеметным и пушечным (!) оборонительным вооружением.

Когда Мессершмиты впервые поднялись на перехват B – 26, то немецкие истребители были расстреляны даже не дойдя до дистанции открытия прицельного огня. Но то был налет десятка B – 26. После Американцы и Англичане отправляли на бомбардировки немецких военных заводов армады в тысячу (!) самолетов, действующих единым порядком. Разрушения были колоссальными. В последние месяцы войны немцы пытались создать реактивные бомбардировщики и реактивные истребители. И первый в истории реактивный истребитель Me – 262 даже успел повоевать, правда и их Советские пилоты, на поршневых самолетах, успешно сбивали. Вскоре все закончилось полной капитуляцией германии – война была окончена.