ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Подьячий Крикутный, Монгольфьер, первый полет человека на воздушном шаре


Вернуться к оглавлению материалов







Чупакабра   в Москве и Московской области /     Башкирия /     Оренбургская область /     Челябинская область /     Республика Алтай /     Нижегородская область /     Тульская область /     Новосибирская область /     Украина /     Беларусь /     Казахстан /  



Первые полеты человека

Стремление человека преодолеть силу земного притяжения и парить в воздухе подобно птице уходит своими истоками в глубокую древность. С давних времен человечеством владела мысль о свободном полете в воздушном океане, который манил своей безбрежностью и величием. Для достижения этой цели людям пришлось пройти долгий и тернистый путь, полный как неудач, так и свершений.

Нет ни одного народа, который с древности не наделял бы своей фантазией способность перемещаться по воздуху. Способы придумывались разные: от полета при помощи связок птиц, самодельных крыльев, до невероятного – полета при помощи облаков. Как далеки и, одновременно близки к истине были последние. И последние стали первыми!

Рукотворное облако горячего воздуха, загнанное в оболочку позволило человеку оторваться от земли. Правда первый полет не был оценен по достоинству: как бы сейчас сказали, он состоялся при совсем не той «целевой аудитории». Еще бы – русский священнослужитель, подьячий Крикутный, наполнив дымом огромный мешок взлетел выше колокольни! После первого полета, последовал и первый «разбор полетов». Подьячий был строго наказан, а событие – первый в истории (!) полет человека так бы и затерялся в истории, если бы не монастырский архив. Причем, сам факт полета рассматривался как уникальное событие не сточки зрения прогресса, а с точки зрения богохульства. Добавим, что сейчас служители церкви летают на самолетах и это не считается чем то греховным.

Кем он был, этот подьячий, впервые в истории человечества осуществивший казавшуюся несбыточной, мечту – полет? К огромному сожалению, история не сохранила его портрета. Можно сказать что он был не только очень наблюдательным, если сумел создать невиданное доселе устройство, но и чрезвычайно смелым. Еще бы! Отправиться в первое в истории, пусть непродолжительное, плавание в воздушный океан… Следующие покорители воздушного океана, сыновья бумажного фабриканта Монгольфье, поступили куда осторожнее: их первый воздушный шар поднял сначала клетку с уткой, петухом и бараном.

Так братья Монгольфье проверили, не опасен ли полет для человека, и только потом приступили к тренировочным полетам на привязном воздушном шаре. Простому российскому подьячему и в голову не пришло бы запустить вместо себя петуха или барана. Даже сама подобная мысль наверняка покоробила бы смелого подьячего.

Вернемся к «храбрым» европейцам – братьям Монгольфье. Они наконец то решились отправиться в свободное плавание в незнакомой стихии. Это произошло в Париже. Воздушный шар стартовал из центра города и поднявшись на высоту около тысячи метров, за 45 минут пролетел 8 километров и плавно приземлился в парижских предместьях. Ворота в небо были окончательно распечатаны.

Сразу после первых полетов воздушных шаров, на новую диковину обратили внимание военные. Одна из Парижских газет писала: «убедившись, что эта не особенно дорогая машина может оказать значительные услуги армии, позволяя обнаружить позиции, маневры и передвижения неприятельских войск и сообщать об этом своим отрядам с помощью сигналов, да, в этих же целях можно использовать аэростаты и на море».

Французский ученый Кутелль развил рассуждения об использовании аэростата на длинной привязи для подъема в воздух наблюдателей и уже через десять лет после полета братьев Монгольфье, первые аэростаты отправились во Французскую армию на испытания. Через год была сформирована первая в истории воздухоплавательная рота! И воздухоплаватели сразу приступили к нелегкой боевой работе – наблюдению за перемещениями австрийских войск. Собственно, появление в театре военных действий Французских аэростатов, ошеломило австрийские войска.

Вскоре Французы во всю корректировали артиллерийский огонь с аэростатов. Войска Австрийской коалиции были разбиты и отступили. Сбылась мечта генералов – точность артиллерийского огня можно было контролировать и корректировать по ходу боя. Сочетание воздухоплавания и артиллерии создало первый в истории прецедент применения высокоточного оружия. Австрийцам, хватило ума быстренько удрать, побросав снаряжение. Война пришла и в небо.

Но никогда одна сторона не могла обладать чем то совершенно эксклюзивным: вскоре австрийцы так же применили аэростаты в военных целях. Если Французы создали некое подобие высокоточного оружия, то Австрийцы впервые (!) в истории применили БЛА – беспилотные летательные аппараты. Множество аэростатов были оснащены бомбами с часовым механизмом. Это случилось при осаде одного из городов. Сначала осажденные наблюдали величественное зрелище, десятки воздушных шаров, плывущих в небе, а потом грохот взрывов, пожары, разрушения, убитые и раненные.

Совершенно в другом месте, на родине воздухоплавания – России, аэростаты применялись для бомбардировки неприятельского флота. Так же, впервые в истории, русские воздушные корабли должны были нанести удар по английским морским. Это сейчас все корабли оснащены противовоздушной обороной, а тогда угроза с неба англичанами даже не рассматривалась, как совершенно невозможная. Всей дерзкой затеей командовал русский воздухоплаватель Манцев. По началу его идеи и предположения не нашли понимания при дворе, как «не рыцарский способ ведения войны», но вскоре война приняла такой оборот, что уже «были все средства хороши», и на высочайшем уровне было дано добро.

И вот с неба посыпались первые бомбы. Лишенный возможности обороняться, флот морской владычицы – Англии, стал мишенью для обстрела. Англичанам оставалось только наблюдать, как зажигательные бомбы превращают соседние корабли в плавучие костры. Не смотря на то, что многие бомбы упали мимо, эффект был ошеломляющим.

Русские воздушные шары улетели, в месте приземления их экипажи, снабженные примитивными плавсредствами, поднял на борт Русский корабль. Англичане, тем временем, поспешили направить уцелевшие корабли к горящим кораблям, и тут начали взрываться пороховые погреба. Это был полный разгром. Величие морской сверхдержавы растаяло в один день.

Но прогресс, в котором Англия застряла «в прошлом веке», не стоял на месте. Вскоре, после того, как люди научились получать водород, пришла эра газонаполненных аэростатов. Эта штука могла держаться в небе намного дольше, чем тепловой аэростат. В России военно – ученый комитет решил активно развивать применение наполненных водородом наблюдательных аэростатов. В отличие от дерзкого и смелого рейда против английских кораблей, где использовались свободнолетящие аэростаты, наблюдательные аэростаты были привязными.

Высота подъема наблюдательного аэростата определялась до 300 метров, шар должен был обеспечить подъем экипажа из трех человек, а так же проводного телеграфного аппарата. Главное инженерное управление Российской армии осуществляло обеспечение телеграфной связи с воздухоплавателями, а так же возможность приема сигнала артиллерийскими батареями и штабом (прообраз интернета?). На опыты по пилотируемому воздухоплаванию было выделено несколько десятков тысяч рублей, по современным деньгам это многомиллионный бюджет. Новые воздушные шары один за другим взмывали в небо. Объем оболочки достигал 15 тысяч кубических метров и каждый следующий аэростат был крупнее предыдущего.

Не хватало только одного – отправить воздушный корабль в самостоятельное плавание и оснастить его возможностью вернуться в пункт вылета. Собственно, управляемый полет и стал следующей страницей покорения человеком пятого океана.